КАЛЕНДАРЬ
ВИЗИТКА FACEBOOK
ПРИГЛАШАЮ


ПОГОДА В ДОМЕ
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Форма входа
И СНОВА ДЕТКИ
НАС ПОСЕТИЛИ
счетчик посещений
КОНКУРСЫ
СООБЩЕСТВО
Сообщество учителей Горкуновой Ольги УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов Продленка Каталог сайтов 'Российское образование в сети'
С У П
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
ГАЗЕТА

сл

                                                 
Учителя и родители часто сталкиваются с речевыми проблемами детей. Как определить, что это: логопедические ошибки или неотработанные орфограммы? А может быть, причина в том, что наши дети очень мало читают и поэтому допускают ошибки при чтении вслух, придумывая окончания словам?
Какие существуют критерии в оценке состояния речи ребенка? Как надо готовить к школе детей? Возможно ли исправить звукопроизношение и какие тренировочные упражнения можно использовать? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы на этом сайте.


Мой ребенок страдал заиканием. Да и сейчас, когда он волнуется, могут появиться запинки. С чтением, конечно, проблемы. Особенно он боится проверок на скорость чтения. Можно ли каким-то образом освободить его от этих проверок?

К организованным проверкам у детей скорости чтения я, как и многие мои коллеги, отношусь крайне отрицательно, о чем неоднократно уже писала. Не буду сейчас говорить о пользе или вреде этих проверок для детей, не страдающих никакими проблемами. Наша забота – дети с речевыми расстройствами, в том числе с дисграфией и дислексией. 
Любая стрессовая ситуация может свести на нет все многомесячные усилия специалистов. Особенно это касается детей, страдающих заиканием. У специалиста, занимающегося с вашим ребенком дома или в каком-либо центре, вы можете взять справку о том, что ребенок страдал таким-то расстройством и ему противопоказаны открытые проверки техники чтения. Эта справка носит рекомендательный характер, но учитель и администрация школы обязательно должны учесть эти рекомендации.


Как можно вовремя заметить в классе ребенка с нарушением письма и чтения? Что учитель может сделать, чтобы помочь таким детям?


 

Учитель – первый человек, который может обнаружить признаки дисграфии. Для этого надо внимательно анализировать письменные работы ученика. Специфические ошибки могут появиться уже во втором полугодии обучения в первом классе. Они могут быть вначале единичными, затем их количество возрастает. А бывает и сразу большое количество ошибок. Ошибки могут быть смешанного типа или относиться к одной из форм дисграфии. Все зависит от причин и тяжести нарушения. 
Какие же ошибки мы называем специфическими? В первую очередь, это пропуски и замены букв, не связанные с орфографическими правилами. Такие же ошибки могут проявляться и при чтении. Создается впечатление, что ребенок читает начало слова, а конец угадывает. Будьте очень осторожны, если вы заметили у ребенка специфические ошибки, не ставьте сразу диагноз. Главное, что вы должны сделать, – направить родителей на прием к специалисту.


Как надо готовить к школе детей, чтобы в будущем избежать подобных проблем?

Если в вашем детском саду есть логопедическая группа, то программы, которыми пользуются логопеды, при условии их систематического и полного выполнения вполне решают поставленные задачи.
Если речь идет о дошкольниках, не страдающих речевыми расстройствами, то при подготовке к школе необходимо большое внимание уделять развитию фонематического восприятия. Ребенок должен хорошо различать на слух звуки, сходные по звучанию (глухие – звонкие, твердые – мягкие), выделять заданный звук в слове. Сейчас в продаже есть много книг, где вы найдете большой выбор игр со словами. 
Правильное употребление грамматических категорий, увеличение словарного запаса обогащают речь ребенка. Самое слабое место у первоклассников – плохо развитая связная речь. Дети не умеют сформулировать свою мысль, рассказать об увиденном. Часто они пользуются простыми предложениями, междометиями.
Необходимо внимательно относиться к тому, что дети смотрят по телевизору и что им читают. Об этом много говорят и пишут, но все же родители часто предпочитают компьютер или телевизор непосредственному общению с ребенком. Конечно, это проще, но пройдет время, и придется пожинать горькие плоды такого легкомысленного отношения к развитию ребенка.
Занимаясь с дошкольником, не подменяйте собой школьного учителя. Большую ошибку совершают те, кто в группах подготовки к школе дает программу первого класса, считая, что помогает детям. Кроме вреда, такая "подготовка" ничего не приносит.


Нам уже сказали, что у нашего ребенка дисграфия, что у него очень плохо развит фонематический слух. Сказали – надо заниматься. Занятий со школьным логопедом ему явно не хватает, пригласить частного специалиста мы не можем по материальным соображениям. А на самостоятельные занятия у нас совсем нет времени, работаем с мужем с утра до вечера. Какой же выход? Сейчас он заканчивает первый класс. Но заставить его сесть позаниматься невозможно. Мы еле-еле с уроками справляемся. Что бы вы посоветовали?

И в первом, и во втором случае одной из основных причин нарушений письма, видимо, можно назвать недостаточную сформированность фонематического восприятия, то есть у ребенка недостаточно развита способность к анализу и синтезу речевых звуков. 
Совершенно необязательно сажать ребенка за стол и заставлять его заниматься. Упражнения, помогающие развить фонематическое восприятие, можно выполнять где угодно: на улице, в магазине, на кухне… Возможностей масса: подать знак (хлопок, кукареканье или все что угодно), когда услышишь заданный звук (в слоге, в слове, во фразе); найти в комнате (на полках магазина, на кухне, за окном автобуса) 10 предметов, в названии которых есть заданный звук, и т. д.
В такой же обстановке вы можете заниматься и развитием внимания, памяти, мышления.
Когда мы говорим, что у нас нет времени на занятия с ребенком, мы просто не хотим этого делать. Не помню, чьи слова, но они мне очень нравятся: "Тот, кто не может, ищет возможности; тот, кто не хочет, ищет оправдания".
Желаю всем родителям и учителям терпения и творческой искры, которые непременно помогут сделать ваши занятия с детьми интересными и успешными.


Мой ребенок в дошкольном возрасте в течение двух лет посещал логопедическую группу. Сейчас он во втором классе. Проблем с письмом и чтением у нас нет. Но вот произношение у него до конца так и не исправилось. Хотя когда мы уходили из детского сада, логопед показала, что все звуки он говорит правильно. Что же нам делать?

Улучшить дикцию, исправить звукопроизношение при условии отсутствия патологии артикуляционного аппарата можно в любом возрасте. Хочется обратить ваше внимание, что при нарушении звукопроизношения поставить звук – это полдела, главное и самое трудное – ввести этот звук в речь, автоматизировать его. Дело это нелегкое. Попробуйте-ка сами с этой минуты вместо нормального звука, например [c], пользоваться только межзубным. Кажется, ерунда. Вовремя язык подставляй – и все. Но ваша речь сразу же резко замедлится, а потом вы и вовсе замолчите. Примерно в таком же положении находится ваш ребенок. До поступления в логопедическую группу он два или три года пользовался искаженным звукопроизношением. И несмотря на всю постепенность и систематичность логопедической коррекционной работы, ребенку трудно следить за правильным использованием звука в речи. В этом случае на занятии он говорит прекрасно, а в быту побеждает старая привычка. Здесь могут помочь только взрослые, которые находятся рядом. И не правы те родители, которые думают, что, отдав ребенка в логопедическую группу, они сняли с себя всякую ответственность за речь ребенка. Логопед занимается 15–20 минут в день, затем эстафету принимает воспитатель, который должен следить за речью ребенка, а дома – ваша очередь. 
Обычно в момент автоматизации звука на первых порах, когда идет чисто техническая работа, чтобы эти занятия не превращались для ребенка и родителей в наказание, я предлагаю следующие упражнения.
Ребенок, как и спортсмен, многократными систематическими повторениями на первых порах должен отработать чистое звучание. Но представляете ужас в глазах родителей, когда, вызвав у ребенка с помощью так называемого "моторчика" звук [р], я говорю, что в течение двух-трех дней ежедневно надо повторять это упражнение не менее 100 раз? Да, это пугает. Но если вы положите на тарелку 10 долек мандарина (горсть орехов, ягод), скажете ребенку: "До 10 ты считать умеешь. Сделай 10 раз "моторчик", возьми дольку мандарина и иди играй. Побегав, повтори то же самое", – съев весь мандарин, он выполнит задание незаметно для себя. 
Когда звук вводится в слова, можно придумать что-то подобное, так как нет более унылой картины, чем взрослый, читающий слова, и ребенок, по три раза повторяющий их.
На более поздних этапах пусть выучит какое-то двустишье, насыщенное поставленным звуком. Вы можете устроить соревнование – кто больше раз повторит правильно это двустишье (естественно, с призами), можете придумать мелодию и напевать вместе с ребенком новую песенку.
Введение поставленного звука в повседневную речь – задача, целиком лежащая на плечах родителей. Вы говорите, что у логопеда он говорил все правильно, а сейчас не пользуется этими звуками. Вывод один – перед школой вы, скорее всего, не занимались автоматизацией звука и не продолжили эту работу уже в первом классе. Вы можете сделать это и сейчас, только времени уйдет уже больше.


Учить буквам нашего сына мы начали с 2 лет. В 3,5 года он уже складывал слова, а в 4 года можно сказать, что уже читал. Скоро ему 6 лет, читает он хорошо, но интереса к чтению у него нет. Как вызвать этот интерес?

Сразу хочется спросить маму: с какой целью вы начали учить ребенка буквам с двух лет? Научившись читать, разве стал он пользоваться этим умением? Скорее, наоборот, судя по словам мамы, он потерял интерес к чтению.
Есть дети, которых не надо учить. Они сами постоянно спрашивают: "Какая это буква?" В таком случае, безусловно, надо отвечать, даже если он еще маленький. Как правило, у этих детей рано развивается произвольность, они с удовольствием занимаются. Но если ребенок не проявляет интереса, какой смысл двухлетнего малыша сажать рядом и заставлять учить буквы, складывать слоги? Не торопите события. Вы можете этим только навредить. Занимайтесь развитием ребенка: читайте ему, много рассказывайте, разговаривайте с ним, играйте – это важнее, чем научить малыша читать.
Не пойму также тех родителей, которые с 2–3 лет начинают ребенка учить иностранному языку. Одно дело, если в вашей семье говорят на нескольких языках, тут не возникает никаких вопросов. Но чаще мы видим другую картину: в каком-то престижном детском саду или в "группе развития", помимо других занятий, два раза в неделю дети учат иностранный язык (чаще – английский). Я один раз спросила у мамы, зачем ее ребенок учит английский. Мне ответили: для общего развития. На мой взгляд, эти занятия абсолютно не способствуют общему развитию, а детям с речевыми проблемами они наносят огромный вред. Такие эксперименты с собственными детьми в конечном счете оборачиваются большими проблемами в будущем.


Мой ребенок пишет правой рукой, но в раннем детстве ложку держал в левой, а потом пытался и левой рукой рисовать. Сейчас он ножницы держит левой рукой, и некоторые действия у него лучше получаются левой, чем правой. У него плохой почерк и много зеркальных букв. Учительница сказала, что у него скрытая леворукость. Что это такое и что нам делать?
Вопрос мамы затрагивает сразу несколько тем, связанных с особенностями развития, воспитания и обучения ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Во-первых, это актуальная тема "праворуких" и "леворуких" детей. В последнее время родители и учителя школ совершенно справедливо связывают индивидуальные трудности воспитания и обучения ребенка с особенностями функциональной асимметрии мозга. Ведь именно она определяет индивидуальность восприятия, памяти, мышления и эмоциональной сферы любого человека. Отвечая на вопрос мамы, сразу же хочется сказать, что у детей "правшество" и "левшество" в основном формируется к 4–4,5 годам, а до этого предпочтение руки может быть неустойчиво. Вообще "чистых" правшей и левшей крайне мало. В человеческой природе существует огромное многообразие людей по степени праворукости: от выраженных правшей через слабо выраженных правшей, амбидекстров (тех, кто в равной мере задействует правую и левую руки), слабо выраженных левшей к выраженным левшам. Выявление индивидуальных особенностей функциональной асимметрии мозга каждого ребенка просто необходимо для выбора правильной стратегии как его воспитания в семье, так и адекватной возможностям ребенка методики его обучения в школе. Возможно, что наличие элементов левшества (именно это имела в виду учительница, говоря о скрытой леворукости) является одной из причин, лежащих в основе как зеркального письма, так и проблемного почерка ребенка. Кроме того, элементы зеркального письма чаще встречаются у детей с неустойчивой праворукостью, у которых выражена недостаточность в сформированности межполушарных связей. Как правило, к 10 годам феномен зеркальности у детей проходит.
Таким образом, в основе трудностей ребенка часто лежат его индивидуальные психофизиологические особенности (в частности, функциональная асимметрия мозга). Выявить их и помочь в правильном выборе пути воспитания и обучения вам смогут нейропсихологи, нейропедагоги и психологи, которые работают в социально-медико-психологических центрах.

http://nsc.1september.ru


Ребенка (9 лет) невозможно отогнать от компьютера.  Пытаюсь ограничивать игры - не более двух раз в день по полчаса максимум, но ведь целый день стоять над душой не будешь. Есть ли какие-то исследования?Полезны или вредны компьютерные игры для здоровья и развития ребенка?


Нашим детям предстоит жить в компьютизированном мире. Поэтому, конечно, игнорировать компьютер неправильно. Но важно помнить, что детей необходимо учить не только работе на компьютере, но и правилам безопасности такой работы, чтобы не навредить своему здоровью. Рамки наших ответов не позволяют подробно ответить на этот вопрос. Могу адресовать читателей к статье «Компьютерный синдром» в журнале «Здоровье детей» № 4, 16-28 февраля Юлианы Селиной, преподавателя информатики. Но два момента хочется отметить: во-первых, существуют санитарные нормы, которые необходимо знать всем родителям. Это оптимальная продолжительность непрерывных занятий для детей и подростков разного возраста: для детей 5-6 лет – 10-15 минут, 7-12 лет – 20 минут, а для ребят постарше – не более получаса. Даже после недолгих занятий на компьютере у детей появляются признаки зрительного и общего утомления. Если у ребенка есть какие-то невротические нарушения, судорожные реакции , нарушения зрения, то работа за компьютером может ухудшить состояние здоровья. Чрезмерное увлечение играми приводит к нарушению сна, повышенной возбудимости. Во-вторых, существуют правила, которые необходимо соблюдать. Первое – обучение работе на компьютере должно соответствовать возрастным возможностям ребенка. Второе – необходимо строго дозировать время занятий на компьютере и следить за их содержанием. И третье правило – уровень техники и организация рабочего места. Об этом подробнее можно прочитать в специальной литературе.

http://www.rian.ru


Чем же так страшна дислексия? Ну, путает ребенок буквы! По-моему, это обычное явление, в наши годы вместо "Домашняя..." тоже писали "Бомашняя..." Ничего, выросли, закончили институты, стали специалистами. И это поколение тоже выкарабкается, разве нет?

Проблема нарушений письма и чтения сейчас недаром получила такой резонанс. Когда учились бабушки и мамы сегодняшних детей, была другая школа, другие программы, другие требования, не такой поток информации – был другой мир. Кроме того, проявления дислексии не сводятся только к замене букв. К сожалению, бывают такие степени нарушений, при которых дети с сохранным интеллектом, способные и даже одаренные, не в состоянии читать и писать, или делают это с огромным трудом. Я знаю юношей и девушек 15-18 лет, которые до сих пор читают по слогам. В свое время им не была оказана необходимая помощь. В результате все они имеют большие психологические проблемы. Не думаю, что им комфортно в этой жизни.

Расскажите, кто больше подвержен логопедическим недугам - мальчики или девочки? В каком возрасте обычно проявляются дислексия и дисграфия?

Всегда считалось, что логопедические проблемы чаще имеют мальчики, чем девочки. И действительно, логопедические группы в детских садах на 80% состояли из мальчиков. Девочки рождаются более зрелыми, при равных условиях, они, как правило, раньше начинают говорить. В начальной школе мальчики как бы «младше» девочек, к периоду полового созревания эта разница достигает примерно двух лет. Но, как показывает опыт, в последние несколько лет число девочек с речевыми проблемами растет. Почему? В этом еще предстоит разобраться. Что касается проявлений нарушений письма и чтения… В группу риска в первую очередь попадают дети, имеющие в дошкольном возрасте проблемы с развитием речи: задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения. Обычно первые симптомы нарушений появляются в конце первого класса и ярко проявляются во втором классе.



ВСЕМ ПРИВЕТ
сова
ПОСЕЩЕНИЯ
ВИДЕОКАНАЛ
КНОПКА САЙТА
КАРТА
НАШЕ "СОДРУЖЕСТВО"
Web-круг друзей
САЙТ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
ЭРУДИТ
КАРУСЕЛЬ
Смотреть бесплатно детские телеканалы
ОБЛАКО ТЕГОВ
УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ПЕД.ПЛАНЕТА
ЛИКИ ДЕТСТВА
Добро пожаловать в Студию!
АУДИОПЛЕЕР
Аватары и анимация на GIFr.ru
Поиск
ПЕРЕВЕСТИ
ДИПЛОМ